четверг, 21 апреля 2016 г.

Бесплатно о ромене чернышевского что делать





«Новые люди!» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


Н. Г. Чернышевский писал свой роман «Что делать?», будучи заключенным в Петропавловскую крепость. В этом ро­мане он писал о «новых людях», которые только что появились в стране.


В романе «Что делать?», во всей его образной системе Чернышевский пы­тался представить в живых героях, в жизненных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, должны явить­ся главным мерилом общественной морали. В их утверждении Чернышев­ский видел высокое предназначение искусства.


Герои «Что делать?» — «особенные люди», «новые люди»: Лопухов, Кирса­нов, Вера Павловна. Их так называемый разумный эгоизм — результат осознан­ной целеустремленности, убежденности в том, что индивидууму может быть вполне хорошо лишь в разумно устроен­ном обществе, среди людей, которым тоже хорошо. Этих правил, как мы зна­ем, придерживался в жизни сам Черны­шевский, им следуют «новые люди» — герои его романа.


«Новые люди» не грешат и не каются. Они всегда размышляют и поэтому де­лают только ошибки в расчете, а потом исправляют эти ошибки и избегают их в последующих выкладках. У «новых лю­дей» добро и истина, честность и зна­ние, характер и ум оказываются тожде­ственными понятиями; чем умнее чело­век, тем он честнее, потому что он меньше делает ошибок. «Новые люди» никогда ничего не требуют от других, им самим необходима полная свобода чувств, мыслей и поступков, и потому они глубоко уважают эту свободу в дру­гих. Они принимают друг от друга то, что дается, — не говорю, добровольно, это­го мало, но с радостью, с полным и жи­вым наслаждением.


Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна, являющиеся в романе «Что делать?» главными представителями людей но­вого типа, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человече­ские возможности. Они люди обыкно­венные, и такими людьми признает их сам автор; это обстоятельство чрезвы­чайно важно, и оно придает всему рома­ну особенно глубокое значение. Описы­вая Лопухова, Кирсанова и Веру Павлов­ну, автор утверждает: вот такими могут быть обыкновенные люди, и такими они должны быть, если хотят найти в жизни много счастья и наслаждения. Желая


доказать читателям, что они действи­тельно обыкновенные люди, автор вы­водит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет его «осо­бенным». Рахметов в действии романа не участвует, да ему в нем нечего и де­лать. Такие люди, как он, только тогда и там бывают необходимы, когда и где они могут быть историческими деятеля­ми. Их не удовлетворяет ни наука, ни се­мейное счастье. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в соб­ственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышев­ского представить читателям особенно­го человека можно назвать удачной. До него брался за это дело Тургенев, но со­вершенно безуспешно.


«Новые люди» Чернышевского — дети городских чиновников и мещан. Они трудятся, занимаются естественными науками и рано начали пробивать себе дорогу в жизни. Поэтому они понимают людей труда и выходят на путь преобра­зования жизни. Они занимаются делом, которое необходимо народу, отказав­шись от всех благ, которые могла бы им дать частная практика. Перед нами це­лая группа единомышленников. Осно­вой их деятельности является пропа­ганда. Студенческий кружок Кирсано­ва — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционе­ры, здесь формируется личность «осо­бенного человека», революционера-профессионала.


Чернышевский затрагивает и пробле­му эмансипации женщин. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она со­здает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни. Чернышевский таким образом хочет по­казать, что нужно перенести из будуще­го в настоящее. Это и новые трудовые отношения, и справедливая оплата тру­да, и совмещение умственного труда с физическим.


Таким образом, русская литература как зеркало отразила появление «новых людей», новые тенденции в развитии общества. В то же время литературные герои стали образцами для поклонения, для подражания. А социальная литера­турная утопия «Что делать?» в той части, где рассказывается о справедливой ор­ганизации труда и вознаграждении за труд, стала путеводной звездой для не­скольких поколений русских революци­онеров.


Просмотров: 6282



«Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать»»


Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» не может быть глубоко осмыслен без опоры на эстетическую теорию Чернышевского. Эстетика — «философская дисциплина, изучающая мир эстетических явлений (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.) и художественную деятельность человека». В эстетической теории рассматриваются два относительно самостоятельных «круга проблем:


1) природа и своеобразие эстетических ценностей; их роль в жизни человека и в развитии общества; особенности эстетического восприятия и эстетической практики; принципы и цели эстетического воспитания людей и


2) законы бытия, функционирования и развития искусства; отношение искусства к действительности и его внутренняя структура; многообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и ее исторических модификаций! (направлений, стилей, методов)».


Когда Чернышевский в 1853 г. писал диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», он «был уверен, что вместо старой, идеалистической эстетической теории он создает новую, материалистическую». «Теория искусства» Чернышевского была направлена против эстетической теории Гегеля3. Гегель содержанием искусства считал прекрасное. Истинно прекрасное могло быть только в искусстве. Для Чернышевского истинно прекрасное — в жизни, а искусство отражает жизнь, «причем не только одно прекрасное в ней»4. Он отвергает старое представление о сущности искусства и ставит искусство в ряд других отражений действительности.


Чернышевский создает «совершенно новый раздел» в учении об искусстве, «в котором искусство рассматривается уже не как определенное проявление понятия прекрасного, а как самостоятельное явление, имеющее свою форму, свою «сферу» и свое назначение, причем характерно, что собственно эстетические вопросы о прекрасном, возвышенном, трагическом и комическом рассматриваются уже как «частные элементы, входящие в состав… содержания» искусства. Вот этот новый раздел, служащий продолжением линии Аристотеля — Лессинга в представлениях об искусстве, и является собственно «теорией искусства» Чернышевского».


Наконец-то Куварзина рассказала, как худeет Перeд сном и рано утром она выпивает 1-2 чашки.


«Отношения искусства к действительности и направления анализа их Чернышевским можно сформулировать следующим образом. Во-первых, это самое общее отношение искусства к действительности как ее воспроизведение, исследование образной формы искусства; во-вторых, отношение искусства к своему предмету, «общеинтересному», а вместе с тем поиски законов развития искусства вслед за изменением предмета; в-третьих, это искусство как приговор над изображаемым, над жизнью, то есть отношение искусства к обществу и общественным интересам; наконец, в-четвертых, искусство как «учебник жизни», то есть проблема его назначения».


Содержание и построение диссертации Чернышевского:


1) диссертация построена как система доказательств и опровержений: Чернышевский ставит тот или иной вопрос, касающийся искусства, излагает основные положения идеалистов по этому вопросу, опровергает эти положения, выдвигает свою точку зрения и обосновывает ее;


2) главные вопросы, которые рассматриваются в диссертации: отношение искусства к действительности, содержание искусства, задачи искусства, основные эстетические категории (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое).


Каждая глава, кроме шестой, делится на маленькие главки или разделы. Наиболее важные из них в идейном отношении озаглавлены: «Гамлетовское испытание», «Первый сон Верочки», «Похвальное слово Марье Алексееве», «Второй сон Веры Павловны», «Третий сон Веры Павловны», «Теоретический разговор», «Особенный человек», «Беседа с проницательным читателем и изгнание его», «Отступление о синих чулках», «Четвертый сон Веры Павловны», «Письмо Катерины Васильевны Полозовой». Расположение глав и подглавок и их названия свидетельствуют о том, что по цензурным условиям на первый план выдвинуты проблемы хотя и актуальные, но более или менее безопасные — проблемы любви, брака, раскрепощения женщины. Главная проблема — революционного переворота, уничтожения классового неравенства, построения социализма — дана как бы на втором плане.


Чернышевский во время заключения в Петропавловской крепости проделал большую умственную, архитектоническую работу, чтобы построить это изумительное здание. Но еще важнее его внутреннее построение, которое идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны.


Другие сочинения по этому произведению


Стоимость доступа составляет 20 рублей (включая НДС) за 1 день для абонентов ПАО «МегаФон». Продление доступа происходит автоматически, посредством подписки. Для отказа от предоставления Подписки на услугу отправьте SMS-сообщение со словом «СТОП 6088» на номер «5051» для абонентов ПАО «МегаФон». Сообщение бесплатно в домашнем регионе. Либо воспользуйтесь формой управления подпиской. Телефон службы поддержки: ООО «Информпартнер», 8-800-3333-455 (звонок бесплатный), e-mail: helpdesk@informpartner. com.


Стоимость услуги для Абонентов ПАО «МегаФон» составляет 100 рублей (включая НДС) единовременно за 5 дней. Услуги предоставляются ООО «Информпартнер»: 8 800 333-89-81 (звонок бесплатный), e-mail: helpdesk@informpartner. com


Посещая портал, вы подтверждаете согласие с условиями Пользовательского соглашения


Стоимость услуги составляет 20 рублей с НДС за 1 календарный день. С размером стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на cайте ПАО «МТС» www. mts. ru в разделе «Услуги по коротким номерам», введя короткий номер или идентификатор услуги в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Для отказа от предоставления Подписки на Контент отправьте смс-сообщение с текстом «СТОП» на номер «772319» (смс бесплатно в домашнем регионе) или наберите ussd-команду *152*22#вызов (бесплатно). Услуги предоставляются ООО «Стрим» Контакты службы технической поддержки 8-800-333-2085, claim@smxcom. ru.


Стоимость доступа составляет 30.00 рублей (включая НДС) за 1 день для абонентов ОАО «ВымпелКом». Продление доступа происходит автоматически, посредством подписки. Для отказа от предоставления Подписки на услугу отправьте SMS-сообщение со словом «СТОП52» на номер «1955» для абонентов ОАО «ВымпелКом» сообщение бесплатно в домашнем регионе. Либо воспользуйтесь формой управления подпиской. Телефон службы поддержки: 8-800-333-2085 (звонок бесплатный).


Стоимость услуги: 25.00 руб. с НДС в сутки. Услуга: Доступ к подписке «sochin. net». Нажатием кнопки «Подтвердить» вы осуществляете заказ доступа к подписке «sochin. net», подтверждаете ознакомление и согласие с «Правилами предоставления услуги». Услуга оказывается ООО «Эс Эм Экс Коммуникэйшнс», ОГРН 1037725018099, http://www. smxcom. ru. Информация для абонентов: тел. +7 (800) 333-20-85 (круглосуточно). Списание будет производиться с Вашего лицевого счета. GPRS-трафик оплачивается в соответствии с Вашим тарифным планом.



Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?


Роман Чернышевского “Что делать?” стал истинным манифестом российской революции. Написанный в тюрьме, он был (благодаря халатности цензоров) напечатан Некрасовым в “Современнике”. Что же привлекало и привлекает в романе прогрессивно мыслящих людей?


Чернышевский вывел в своем произведении как бы русского Оуэна в юбке. Его Вера Павловна пытается создать в условиях феодально-капиталистического общества социалистическую мастерскую, в которой сами работницы определяют условия труда и жизни. Впрочем, в подробнейших описаниях мастерской и особенно в четвертом сне Веры Павловны проявилась вся незрелость материализма Чернышевского, его склонность к идеалистическому социализму. Действительно, он пытается обрисовать абсолютно идеальный строй — не то что идеальные общественные отношения, но сам идеальный образ жизни. Ему кажется, что достаточно умозрительно построить некую утопию, и вся дальнейшая эволюция человечества сведется к достижению оной.


Впрочем, к несомненным заслугам Чернышевского следует отнести оставленное им право для “чудаков” жить так, как им нравится. В той части, где Чернышевский не пытается точно описать детали будущего строя, ему удалось построить вполне цельное здание социализма, где сами работающие распоряжаются средствами производства. Однако роман “Что делать?” состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место.


Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и доволь но серьезный анализ настоящего (то есть, современного Чернышевскому). Чего стоит хотя бы такое замечание о людях, делающих зло лишь по необходимости как-то жить. Эти люди будут творить добро. если зло перестанет быть выгодным. Читатель без всякого труда совершает в своем сознании следующий шаг — шаг к пониманию социальной природы всякого зла. Но помимо описаний настоящего и будущего в романе есть еще образы людей будущего. Скажем, вся жизнь Лопухова есть готовность принести себя в жертву за счастье близких людей. Хотя за его жертвоприношениями нет ни тени “геройства”, он такой же эгоист (читай: материалист), как и Кирсанов, и Вера Павловна.


Но Чернышевский считает их обыкновенными представителями нового человечества. И, чтобы подчеркнуть эту их обычность, он вводит в роман образ Рахметова. Вот это — действительно служитель идеи, ограничивший себя строгими правилами. Как ригорист, он хочет доказать, что добивается свободы лишь по убеждению, а не во имя удовлетворения своих страстей.


Он заслуживает, пожалуй, преклонения; впрочем, я склонен полагать, что преклонение было бы ему противно. Таковы новые люди, к которым Чернышевский “к сожалению, не принадлежит”. “Безнравственно” — изрекает некий “проницательный” ханжа. Молодец, порадуй еще словечком”, — хвалит его автор. Ему плевать на мораль и нравственность, придуманные для закабаления личности. Он признает лишь одну мораль — мораль свободы, и лишь одну нравственность — нравственность равенства.


Кстати, раз уж мы вспомнили о “проницательном читателе”, надо поговорить о достоинствах романа, которые он имеет в художественном плане. Роман читается очень легко, а простота восприятия, несомненно, есть одна из главнейших ценностей художественного произведения. Между прочим, следует обратить внимание на интереснейший факт: в романе практически отсутствуют выражения, устаревшие за последние сто двадцать пять лет. Блестящее издевательство над “проницательным читателем” продолжается на протяжении всего повествования. Несчастному тычат в нос сюжетными штампами, забивают рот салфеткою, изгоняют вон. Мало того, его изнуряют глубиною безнравственности героев и автора. а в результате сложная смесь психологического романа и революционной программы, каковой является “Что делать?


”. Вообще роман написан с большим талантом и редкой хитростью. Только дурак не сможет понять истинный смысл романа: однако же царские цензоры были как раз дураками. И Чернышевский знал это лучше многих других.


Он оказался прав. “Что делать?” был пропущен цензурой и отлично понят читателями журнала “Современник”.



«Новые люди» в романе Николая Чернышевского «Что делать?»


25 Май 2010


«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении — разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. «Главное их стремление — чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве». «Новые люди» верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.


В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…» Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.


Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели — развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич — более спокойный, Александр Матвеевич — эмоциональная и артистическая натура.


Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать «новых людей». Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, «новых людей» станет больше. Вера Павловна — иной характер, чем Катерина Полозова.


Рахметов — особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой — «соль соли земли, двигатель двигателей». Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели. Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: «Рахметов — натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог».


«И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов — люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела». «Новые люди» — люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все «новые люди» жили по «теории разумного эгоизма». Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, «новые люди» во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. «Новые люди» — не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.


Рекомендуется к прочтению:








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий