Безрецептурный отпуск лекарственных средств и других аптечных товаров. ОТС-препараты. Мерчандайзинг
Нормативной основой безрецептурного отпуска лекарственных средств является приказ МЗ РФ № 287 от 1999г. «О перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача». Этот перечень пересматривается и утверждается МЗ РФ один раз в пять лет, дополнения к нему публикуются ежегодно.
ОТС-препараты – (от английского оver the counter – через прилавок) – препараты разрешенные к отпуску без рецепта врача.
Основным принципом отнесения ЛС к ОТС-препаратам является отсутствие токсического действия на организм в малых и весьма малых дозах.
Концепция самолечения.
Самолечение – использование потребителем медицинских препаратов для лечения нарушений и симптомов, которые он сам может у себя определить.
Положительные моменты самолечения
1) Эффективно и быстро облегчает симптомы, которые не требуют медицинской помощи или медицинской консультации.
2) Уменьшает давление по незначительным поводам на медицинские службы.
3) Улучшает медицинскую помощь для тех, кто проживает в отдалённых районах, куда выезд врача затруднён.
Самолечение экономит время пациентов, врачей и средства, выделяемые для нужд здравоохранения. Однако самолечение предъявляет повышенные требования к компетентности фармацевтических работников, а также к уровню, развитию этических качеств.
Выгоды от самолечения могут быть получены тогда, когда соблюдаются следующие условия:
1) Болезнь не настолько серьёзна, что бы требовалось вмешательство врача.
2) Пациент должен быть информирован о риске самолечения.
Рабочее место по отпуску ЛС без рецепта - должно иметь сообщение с материальными комнатами и оборудоваться шкафами, вертушками, витринами. Если в аптеки выделяется отдел безрецептурного отпуска, то это рабочее место организуется в его составе изолировано от других мест.
Типы витрин:
а) Витрина, в которой размещается препараты, пользующаяся наибольшим спросом (вертикальная). Должна давать возможность хорошего просмотра всех демонстрируемых лекарственных средств.
б) Витрина для демонстрации всего ассортимента товаров, отпускаемых без рецепта (горизонтальная, вертикальная) они же и служат прилавками для реализации.
в) Витрина для крупногабаритных товаров (вертикальная, горизонтальная) обычно устанавливаются в торговом зале.
Требования к оформлению витрин:
1) Лекарственные препараты должны быть систематизированы в зависимости от характера потребления.
2) Лекарства желательно располагать по характеру фармакологического действия.
3) Лекарственное растительное сырьё желательно располагать на отдельной витрине. Упакованное ЛС непосредственно в заводской упаковке, а весовое в чашках Петри. У каждого вида лекарственного сырья должна быть выставлена аннотация со способом применения.
4) Нежелательно выставлять аннотации на лекарственные средства, так как информацию о них должен давать фармацевт.
5) Все товары должны иметь ценники, причём на обороте ценника указывается дата его оформления и подпись материально ответственного лица (МОЛ).
Мерчандайзинг – это технология оптимизации продаж или серия методов по наиболее эффективному размещению товаров и рекламных материалов, обеспечивающих скорейшую реализацию товаров и увеличение объемов продаж.
Основные принципы мерчандайзинга:
Плотность потока покупателей. Максимальная плотность потока покупателей (до 100%) приходится на переднюю часть торгового зала. Именно здесь рекомендуется располагать ЛС, пользующиеся наибольшим спросом. На втором месте средняя часть торгового зала (40 – 60%). Менее всего посетителей (20%) посещают заднюю часть торгового зала.
Принцип массы. Чрезмерно большие витрины не способствуют желанию покупателя что-либо приобрести.
Принцип расширенного ассортиментного ряда и эффективной упаковки. Чем эффектнее упаковка товара, тем лучше он продается. Пример:
· Аспирин, таб. 100 мг. Bayer (Германия)
· Аспирин, таб. 325 мг. Стиролконцерн (Украина)
· Аспирин для детей, таб. жевательные детские, 81 мг. Sagmel (США)
· Аспирин UPSA, таб. шипучие 500 мг. UPSA (Франция)
· Аспирин Кардио, таб. с кишечнорастворимым покрытием 100мг. Bayer (Германия)
Безрецептурный отпуск лекарстыенных средств: особенности, регламентирующие документы
Постоянно возрастающая забота людей о состоянии своего здоровья способствует росту спроса населения на ЛС БРО. Объем этого сектора фармацевтической промышленности в последние годы достиг 80 млрд долларов, составляет примерно 14% объема мирового рынка и имеет тенденцию к росту примерно на 4— 5% ежегодно.
В России объем продаж ЛС БРО также имеет тенденцию к росту и занимает долю примерно 60% в структуре фармацевтического рынка. Столь высокий показатель сегмента БРО больше, чем в дру-гихстранах, однако для России он типичен (поданным исследователей доля обращений населения за ЛС БРО составляет выше 50%).
Отпуск ЛС БРО является формой лекарственного обслуживания населения, характеризующейся тем, что решение о выборе конкретного ЛС, о необходимости его приобретения и применения принимает сам потребитель (пациент).
ЛС, отпускаемые без рецепта врача, — это средства, состав и действие которых при применении в терапевтических дозах, указанных на упаковке и в инструкции по применению, доступной для понимания и соблюдаемой пациентом, обычно не вызывают риска осложнений и/или побочных действий._
ЛС БРО предназначены для оказания самопомощи, самопрофилактики, поддержания здоровья и ведения здорового образа жизни. Их приобретение зависит от влияния на потребителя различных факторов, в частности, собственного опыта использования, мнений семей и советов друзей, советов врачей и фармацевтов, рекламных кампаний производителей ЛС БРО.
ЛС БРО должны удовлетворять следующим критериям (требования ВОЗ):
1) действующее вещество должно быть низкотоксичным для организма;
2) действующее вещество должно быть предназначено конкретно для целей самопомощи и самопрофилактики; при запущенных состояниях, требующих консультации врача, его не применяют;
3) у действующего вещества не должно быть побочных действий, должен отсутствовать риск зависимости или злоупотребления; оно не должно взаимодействовать с другими распространенными ЛС или пищей.
Регулирование отпуска ЛС БРО в России осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами.
1) Федеральный закон № 86-ФЗ от 22.06.1998 «О лекарственных средствах»:
— ЛС БРО могут продаваться в аптеках, аптечных пунктах, аптечных магазинах и аптечных киосках;
— перечень ЛС БРО пересматривается и утверждается один раз в 5 лет, дополнения к перечню публикуются ежегодно;
— информация о ЛС БРО может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению ЛС, иных изданиях субъектов обращения ЛС;
— в средствах массовой информации разрешается реклама ЛС, отпускаемых только без рецепта врача.
2) Приказ МЗ РФ № 578 от 13.09.2005 «Об утверждении перечня ЛС, отпускаемых без рецепта врача».
В последние годы в развитых зарубежных странах значительно активизировался процесс перевода известных рецептурных ЛС в категорию БРО, в частности, на рынке появились препараты для снижения уровня холестерина, для лечения астмы, артрита, избыточного веса, контроля артериального давления и др.
Стремление известных фармацевтических компаний проводить исследования в этом направлении обусловлено, с одной стороны,
экономическими причинами, в частности ростом цен на ЛС и дефицитом бюджетного финансирования, не позволяющим полностью компенсировать стоимость отпущенных населению ЛС; с другой стороны, общеизвестным становится факт повышения медицинской грамотности населения, что предопределяет возможность самим справляться с легкими недомоганиями.
Крупнейшими производителями ЛС БРО в мире являются компании: «Джонсон и Джонсон» (США), «Америкэн Хоум Продактс» (США), «СмитКляйн Бичем» (Великобритания), «Уорнер Ламберт» (США) и «Байер» (Германия).
Порядок безрецептурного отпуска лекарственных препаратов
Кр-шепептурный отпуск лекарственных препаратов имеет ряд особенностей, так как решение о приобретении этих товаров принимают сами посетители. Продажа может быть организована с использованием технологии открытого доступа (самообслуживания), она имеет зависимость от рекламных мероприятий направленных непосредственно на конечного потребителя В международной торговой практике по отношению к данной группе средств используется специфический термин — ОТС-препараты (over the counter drug — лекарства с прилавка), так как во многих странах, как и в отечественной практике, только лекарственные средства безрецептурного отпуска можно выкладывать на прилавках и в витринах торго - мої и осіла.
Список лекарственных препаратов, разрешенных в гФ для езрецептурного отпуска, имеет закрытый характер (т. е. все, что не включено в перечень, должно отпускаться только по рецеп ). Действующий до начала 2004 г. Перечень лекарст - веннь средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден Приказом М3 РФ от 19.07.99 г. № 287. Приказом предусмотрено, что Перечень пересматривается 1 раз в 5 лет, а дополнения к нему публикуются ежегодно.
Формулярным комитетом Минздрава РФ разработаны требования, предъявляемые к лекарственным препаратам при включении их в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача:
активное вещество лекарственного препарата или дополнительные вещества, входящие в его состав, не обладают канцерогенным действием, генотоксичностью и не оказывают влияния на эмбрион и плод, на ребенка, полу-
чающего грудное молоко, не нарушают функции печени почек, сердца; 4 терапевтическая безопасность; отсутствие необходимости в специальном врачебном на блюдении при применении лекарственного препарата-' отсутствие при правильном употреблении в адекватньд дозировках неблагоприятных побочных реакций, нару, шающих функцию внутренних органов и требующих не - обходимости врачебного вмешательства, за исключением аллергических реакций; при правильном употреблении в адекватных дозировках лекарственный препарат при взаимодействии с другими лекарственными средствами не должен способствовать развитию серьезных побочных реакций, нарушающих функцию внутренних органов и требующих дополнительного наблюдения врача или применения других лекарственных средств;
А проведение при переводе лекарственного препарата в разряд безрецептурного оценки данных по его безопасности (отношение числа получавших лекарственное средство к общему числу развившихся осложнений), результатов доклинических и клинических исследований; характера и частоты возникновения неблагоприятных побочных реакций;
А регистрация в России не менее 5 лет, из них не менее 3 лет применения в клинической практике.
Безрецептурный отпуск лекарственных препаратов имеет в аптечной организации особое значение не только в силу обозначенных особенностей, но и в связи с большей степенью ответственности фармацевтического работника при терапевтическом взаимодействии с пациентом, а также самого пациента за свое здоровье. Новое направление, отражающее растущий интерес к здоровью человека, его охране и укреплению, называется валеологией (от лат. valeo — быть здоровым, logos — учение)
Валеология наука о формировании индивидуального здоровья, объединяющая различные подходы к его созданию и укреплению, выработанные практической медициной и другими науками.
Для создания и укрепления здоровья человека валеология рекомендует использовать наряду с медикаментозными методами (лекарственные препараты для профилактики с большой широтой терапевтического действия, отсутствием отрицательных эффектов, возможностью сочетания с другими препарата-
значения лицам разных возрастных групп и т. п.) неме - МЯ и ^то3ные методы (регулярные занятия физической куль - дцкамені з от вредных привычек, рациональное питание, Хранение стрессовых ситуаций в повседневной жизни и др.).
Фармацевтическая опека — новое направление профессиональной деятельности провизора
В начале 90-х годов Всемирная организация здравоохранения определила стратегическое направление развития здравоохранения во всем мире тремя словами: фокус на пациента.
Это положение закреплено в документах ВОЗ и лежит в основе Программы действий по основным лекарственным препаратам (ЛП), утвержденной Европейским Региональным Бюро ВОЗ. В свете этой стратегии коренным образом меняется роль провизора в системе здравоохранения. Основной целью его профессиональной деятельности становится не столько повышение количества и качества лекарственных препаратов на рынке, сколько повышение эффективности и безопасности лекарственной терапии конкретного больного — обеспечение каждому больному надлежащего качества фармацевтической опеки.
Фармацевтическая опека — ответственность провизора (клинического провизора) перед конкретным пациентом за результат лечения лекарственными препаратами.
Фармацевтическая опека — это комплексная программа взаимодействия провизора и врача в течение всего периода лекарственной терапии — начиная от момента отпуска лекарства и до полного окончания его действия.
Фармацевтическая опека подразумевает вовлечение провизора (фармацевта) совместно с врачом в активную деятельность по обеспечению здоровья и предотвращения заболеваемости населения. На провизора возлагается обязанность обеспечить больного не только качественными лекарствами и изделиями медицинского назначения, но и содействовать их рациональному использованию.
Фармацевтическая опека включает следующие рекомендации и консультации для пациента:
выбор оптимальной лекарственной формы и пути введения ЛП;
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий